Право покупателя на возврат некачественного товара установлено статьей 18 Закона РФ “О защите прав потребителей”. Многие покупатели считают, что предъявить претензии в отношении качества товара возможно только в пределах гарантийного срока. Но длительность гарантийного срока в большинстве случаев невелика — несколько месяцев, а иногда он вовсе не установлен.
Однако отсутствие гарантийного срока или его непродолжительная длительность вовсе не означает, что потребитель не может вернуть некачественный товар продавцу. Из этой статьи вы узнаете, как и в какие сроки вернуть деньги за некачественный товар.
Процедура возврата денег за некачественный товар в пределах гарантийного срока
Если в течение гарантийного срока в товаре обнаружились дефекты, покупатель вправе потребовать уменьшения цены товара, безвозмездного исправления его недостатков, замены товара или возврата денег за товар. Для этого нужно обратиться к продавцу с письменным заявлением (претензией), в которой необходимо описать ситуацию и заявить одно из требований, в рамках нашей статьи — требование о возврате денег.
После получения претензии продавец:
- обязан принять товар;
- имеет право своими силами и за свой счет провести проверку качества товара, а при необходимости — его экспертизу. Если экспертиза показала, что недостатки в товаре возникли не по вине покупателя, то продавец обязан вернуть покупателю деньги;
- обязан вернуть покупателю деньги в течение 10 дней со дня получения от покупателя претензии.
На практике продавцы предъявляют покупателям заключение экспертизы, в котором сказано, что дефекты возникли по вине потребителя. Безусловно, такое вполне может быть, однако чаще недостатки возникают еще на этапе сборки/производства/пошива, т.е. вины покупателя в них нет. В таком случае нужно придерживаться следующего алгоритма действий:
- получить отказ от продавца в возврате денег:
- самостоятельно провести независимую экспертизу качества товара;
- составить еще одну претензию, которую вместе с экспертным заключением передать продавцу. В претензии необходимо указать требование о возврате денег;
- если продавец в течение 20 дней не выплатит покупателю стоимость товара и не возместит стоимость экспертизы, то в таком случае покупателю необходимо будет обращаться в суд.
В исковом заявление необходимо указать наименование суда, данные истца и ответчика, нарушенные права истца, а также требование о возврате денег. Дополнительно потребитель имеет право требовать неустойку в размере 1% от стоимости товара за каждый день просрочки выполнения требований покупателя, возмещения расходов на экспертиз, компенсацию морального вреда и штраф. После того, как суд вынесет решение в пользу покупателя и оно вступит в силу (через 30 дней), нужно будет взять исполнительный лист — в суде, который вынес решение,а затем уже обращаться к приставам, чтобы они взыскали с ответчика денежные средства.
Важно! Ответчик может добровольно вернуть Вам деньги, в таком случае обращаться к пристаВам не понадобится.
Процедура возврата денег за некачественный товара после истечения гарантийного срока
Законом о “Защите прав потребителей” установлено, что если гарантийный срок составляет менее двух лет, а недостатки товара обнаружены после истечения гарантийного срока, но в пределах 2-х лет со дня покупки, то требование о возврата денег за товар может быть предъявлено в промежутке между окончанием гарантийного срока и истечением двухгодичного срока со дня покупки.
Представим ситуацию: были куплены туфли, гарантия на которых составляла три месяца. На четвертый месяц носки у туфли отвалился каблук.Что делать покупателю?
Схема возврата денег за товар практически такая же, как и при возврате товара в пределах гарантийного срока, но есть одно важное и принципиальное отличие: при обнаружении недостатка после истечения гарантийного срока, покупатель должен самостоятельно и за свой счет произвести экспертизу качества товара. И если экспертиза подтвердила, что дефект возник не по вине покупателя, то покупатель направляет продавцу претензию с результатами экспертизы.
Продавец обязан вернуть деньги в течение 10 дней со дня получения претензии. Если деньги не вернут, то нужно обращаться в суд.
Особенности возврата денег за технически сложный товар
Вернуть деньги за некачественный технически сложный товар (автомобили, ноутбуки, фотоаппараты, смартфоны и другие товары, перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 ) можно в течение 15 дней со дня передачи товара покупателю в случае обнаружения любых недостатков. Именно поэтому при обнаружении даже малейших недостатков в течение двух недель после покупки лучше вернуть товар в магазин получить обратно свои деньги.
По истечению этого срока технически сложный товар можно вернуть только в случае, если:
- был обнаружен существенный недостаток товара (например, неоднократно повторяющийся после устранения дефект);
- был нарушен 45-дневный срок, в течение которого продавец должен был устранить недостатки;
- товар невозможно использовать в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней.
Возврат денег за товар длительного пользования
Помимо товаров краткосрочного использования, например, одежды, обуви, кожгалантереи, есть товары, которые должны служить покупателю длительное время. К ним относится, в частности, автомобили, бытовая техника, мебель и иные товары.
В отношении таких товаров потребитель вправе предъявить претензию относительно качества товара по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы.
Важно помнить, что:
- недостаток товара должен быть существенным;
- требование предъявляется не продавцу, а изготовителю товара (импортеру, уполномоченной организации);
- покупатель должен доказать, что недостатки возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента, для чего за свой счет проводит экспертизу качества;
- покупатель имеет право требовать безвозмездного устранения недостатков;
- изготовитель (импортер, уполномоченная организация) должен удовлетворить требования покупателя в течение 20 дней;
- если недостаток окажется неустранимым или требования покупателя не будут удовлетворены в течение 20 дней, то покупатель вправе требовать возврата денег за товар;
- если изготовитель (импортер, уполномоченная организация) будет уклоняться от выполнения требования покупателя, покупатель имеет право обратиться с иском в суд.
Теперь вы знаете, как вернуть деньги за некачественный товар и получить обратно уплаченные деньги. Рекомендуем Вам сохранять чеки и иные документы на купленный товар — так будет гораздо легче отстоять свою правоту.