uapravdansk@gmail.com Юридические консультации
+7 (383) 207-9644 Режим работы Пн-Пт: 9:00 - 18:00

Как вернуть некачественный товар

Право покупателя на возврат некачественного товара установлено статьей 18 Закона РФ “О защите прав потребителей”. Многие покупатели считают, что предъявить претензии в отношении качества товара возможно только в пределах гарантийного срока. Но длительность гарантийного срока в большинстве случаев невелика — несколько месяцев, а иногда он вовсе не установлен.

Однако отсутствие гарантийного срока или его непродолжительная длительность вовсе не означает, что потребитель не может вернуть некачественный товар продавцу. Из этой статьи вы узнаете, как и в какие сроки вернуть деньги за некачественный товар.

Процедура возврата денег за некачественный товар в пределах гарантийного срока

Если в течение гарантийного срока в товаре обнаружились дефекты, покупатель вправе потребовать уменьшения цены товара, безвозмездного исправления его недостатков, замены товара или возврата денег за товар. Для этого нужно обратиться к продавцу с письменным заявлением (претензией), в которой необходимо описать ситуацию и заявить одно из требований, в рамках нашей статьи — требование о возврате денег.

После получения претензии продавец:

  • обязан принять товар;
  • имеет право своими силами и за свой счет провести проверку качества товара, а при необходимости — его экспертизу. Если экспертиза показала, что недостатки в товаре возникли не по вине покупателя, то продавец обязан вернуть покупателю деньги;
  • обязан вернуть покупателю деньги в течение 10 дней со дня получения от покупателя претензии.

На практике продавцы предъявляют покупателям заключение экспертизы, в котором сказано, что дефекты возникли по вине потребителя. Безусловно, такое вполне может быть, однако чаще недостатки возникают еще на этапе сборки/производства/пошива, т.е. вины покупателя в них нет. В таком случае нужно придерживаться следующего алгоритма действий:

  • получить отказ от продавца в возврате денег:
  • самостоятельно провести независимую экспертизу качества товара;
  • составить еще одну претензию, которую вместе с экспертным заключением передать продавцу. В претензии необходимо указать требование о возврате денег;
  • если продавец в течение 20 дней не выплатит  покупателю стоимость товара и не возместит стоимость экспертизы, то в  таком случае покупателю необходимо будет обращаться в суд.

В исковом заявление необходимо указать наименование суда, данные истца и ответчика, нарушенные права истца, а также требование о возврате денег. Дополнительно потребитель имеет право требовать неустойку в размере 1% от стоимости товара за каждый день просрочки выполнения требований покупателя, возмещения расходов на экспертиз, компенсацию морального вреда и штраф. После того, как суд вынесет решение в пользу покупателя и оно вступит в силу (через 30 дней), нужно будет взять исполнительный лист — в суде, который вынес решение,а  затем уже обращаться к приставам, чтобы они взыскали с ответчика денежные средства.

Важно! Ответчик может добровольно вернуть Вам деньги, в таком случае обращаться к пристаВам не понадобится.

Процедура возврата денег за некачественный товара после истечения гарантийного срока

Законом о “Защите прав потребителей” установлено, что если гарантийный срок составляет менее двух лет, а недостатки товара обнаружены после истечения гарантийного срока, но в пределах 2-х лет со дня покупки, то требование о возврата денег за товар может быть предъявлено в промежутке между окончанием гарантийного срока и истечением двухгодичного срока со дня покупки.

Представим ситуацию: были куплены туфли, гарантия на которых составляла три  месяца. На четвертый месяц носки у туфли отвалился каблук.Что делать покупателю?

Схема возврата денег за товар практически такая же, как и при  возврате товара в пределах гарантийного срока, но есть одно важное и принципиальное отличие: при обнаружении недостатка после истечения гарантийного срока, покупатель должен самостоятельно и за свой счет произвести экспертизу качества товара. И если экспертиза подтвердила, что дефект возник не по вине покупателя, то покупатель направляет продавцу претензию с результатами экспертизы.

Продавец обязан вернуть деньги в течение 10 дней со дня получения претензии. Если деньги не вернут, то нужно обращаться в суд.

Особенности возврата денег за технически сложный товар

Вернуть деньги за некачественный технически сложный товар (автомобили, ноутбуки, фотоаппараты, смартфоны и другие товары, перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 ) можно в течение 15 дней со дня передачи товара покупателю в случае обнаружения любых недостатков. Именно поэтому при обнаружении даже малейших недостатков в течение двух недель после покупки лучше вернуть товар в магазин получить обратно свои деньги.

По истечению этого срока технически сложный товар можно вернуть только в случае, если:

  • был обнаружен существенный недостаток товара (например, неоднократно повторяющийся после устранения дефект);
  • был нарушен 45-дневный срок, в течение которого продавец должен был устранить недостатки;
  • товар невозможно использовать в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней.

Возврат денег за товар длительного пользования

Помимо товаров краткосрочного использования, например, одежды, обуви, кожгалантереи, есть товары, которые должны служить покупателю длительное время. К ним относится, в частности, автомобили, бытовая техника, мебель и иные товары.

В отношении таких товаров потребитель вправе предъявить претензию относительно качества товара  по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы.

Важно помнить, что:

  • недостаток товара должен быть существенным;
  • требование предъявляется не продавцу, а изготовителю товара (импортеру, уполномоченной организации);
  • покупатель должен доказать, что недостатки возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента, для чего за свой счет проводит экспертизу качества;
  • покупатель имеет право требовать безвозмездного устранения недостатков;
  • изготовитель (импортер, уполномоченная организация) должен удовлетворить требования покупателя в течение 20 дней;
  • если недостаток окажется неустранимым или требования покупателя не будут удовлетворены в течение 20 дней, то покупатель вправе требовать возврата денег за товар;
  • если изготовитель (импортер, уполномоченная организация) будет уклоняться от выполнения требования покупателя, покупатель имеет право обратиться с иском в суд.

Теперь вы знаете, как вернуть деньги за некачественный товар и получить обратно уплаченные деньги. Рекомендуем Вам сохранять чеки и иные документы на купленный товар — так будет гораздо легче отстоять свою правоту.